Бетховен-гала

Исполнили знаковые произведения Бетховена в этот вечер Государственный академический симфонический оркестр им. Е.Ф. Светланова — один из старейших симфонических коллективов страны, который будет праздновать в 2023 году свой 87 день рождения. За десятилетия своей творческой деятельности оркестр провел концерты на самых известных площадках мира под руководством многих именитых дирижеров, сотрудничал со множеством знаменитых исполнителей и коллективов, записал сотни грампластинок и компакт-дисков, и конечно блестяще показал себя на многих фестивалях и конкурсах.

Дирижер — Иван Никифорчин. Он получил Академическое музыкальное образование в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Аспирантуре Московской консерватории. С 2015 г. работает в Государственной академической симфонической капелле России. Является художественным руководителем и дирижером симфонического оркестра колледжа МГИМ им. А.Г. Шнитке, а также основателем, художественным руководителем и главным дирижером «Академии Русской Музыки». Иван Никифорчин выступает с ведущими оркестровыми коллективами страны, регулярно участвует в международных конкурсах, премиях и фестивалях, показывая выдающиеся результаты.

Людвиг ван Бетховен – один из самых исполняемых композиторов в мире, который писал музыку во всех существовавших в его время жанрах, будучи при этом глухим большую часть своей творческой жизни. На концерте 23 мая вы сможете услышать 2 знаменитые симфонии Бетховена, которые он создал в период блестящего расцвета собственного гения.

Симфонию No.3, получившую название «Героической» сам композитор любил больше всех своих симфоний. Именно она поспособствовала выходу его из глубокого кризиса, вызванного неизлечимой болезнью. В ней он воплотил глубоко выстраданные им идеи преодоления страданий силой духа и победы света над мраком после ожесточенной борьбы. Эти идеи оказались невероятно созвучными с основными идеями французской революции, которую Бетховен всецело поддерживал. Кстати, первоначально свою третью симфонию композитор посвятил Наполеону Бонапарту, однако, когда тот отверг идеи революции и провозгласил себя императором, это посвящение было уничтожено композитором в порыве ярости.

Симфония No.3 ценится музыковедами за эпическую масштабность форм и объемность музыкальных образов, воплотивших силу воли, величие смерти и ликующее победное торжество.

Схожие идеи «через борьбу к победе» отражены и в Симфонии No.5. Эта симфония стала самой популярной в наследии Бетховена, именно в ней сконцентрированы наиболее типичные черты бетховенского стиля. При этом она поражает лаконизмом изложения и сжатостью форм. Над пятой симфонией Бетховен работал дольше, чем над какой-либо другой – целых 3 года.

Также во втором отделении концерта была исполнена увертюра «Кориолан», написанная Бетховеном для постановки одноименной трагедии австрийского драматурга Генриха Коллина, созданной в свою очередь на основе реальной истории о римском полководце, который решился на измену своей родине и поплатился за это своей жизнью. Это очень нетипичный для композитора образ главного героя. Но именно в этой увертюре Бетховен как никогда близко подошел к типичной романтической концепции.  Как известно, Бетховен стал ключевой фигурой  классической музыки в период между классицизмом и романтизмом.