Людвиг ван Бетховен – один из самых исполняемых композиторов в мире, который писал музыку во всех существовавших в его время жанрах, будучи при этом глухим большую часть своей творческой жизни. На концерте 23 мая вы сможете услышать 2 знаменитые симфонии Бетховена, которые он создал в период блестящего расцвета собственного гения.
Симфонию No.3, получившую название «Героической» сам композитор любил больше всех своих симфоний. Именно она поспособствовала выходу его из глубокого кризиса, вызванного неизлечимой болезнью. В ней он воплотил глубоко выстраданные им идеи преодоления страданий силой духа и победы света над мраком после ожесточенной борьбы. Эти идеи оказались невероятно созвучными с основными идеями французской революции, которую Бетховен всецело поддерживал. Кстати, первоначально свою третью симфонию композитор посвятил Наполеону Бонапарту, однако, когда тот отверг идеи революции и провозгласил себя императором, это посвящение было уничтожено композитором в порыве ярости.
Симфония No.3 ценится музыковедами за эпическую масштабность форм и объемность музыкальных образов, воплотивших силу воли, величие смерти и ликующее победное торжество.
Схожие идеи «через борьбу к победе» отражены и в Симфонии No.5. Эта симфония стала самой популярной в наследии Бетховена, именно в ней сконцентрированы наиболее типичные черты бетховенского стиля. При этом она поражает лаконизмом изложения и сжатостью форм. Над пятой симфонией Бетховен работал дольше, чем над какой-либо другой – целых 3 года.
Также во втором отделении концерта была исполнена увертюра «Кориолан», написанная Бетховеном для постановки одноименной трагедии австрийского драматурга Генриха Коллина, созданной в свою очередь на основе реальной истории о римском полководце, который решился на измену своей родине и поплатился за это своей жизнью. Это очень нетипичный для композитора образ главного героя. Но именно в этой увертюре Бетховен как никогда близко подошел к типичной романтической концепции. Как известно, Бетховен стал ключевой фигурой классической музыки в период между классицизмом и романтизмом.